А вы задумывались, дорогие друзья , чего вообще монголам в XIII-м столетии так дома не сиделось-то?
Как вообще бывший раб Темучин, он же Чингисхан, едва вылезши из колодок на шее, умудрился запилить самую огромную в мире сухопутную империю площадью под 33 млн квадратных километров и с населением в 120 млн душ?
Если что площадь СССР, самого большого сухопутного государства в истории, составляла 22 млн квадратных километров. До державы монголов не дотянули даже морские Испанская (29 млн кв. км) и Британская (31 млн кв.км) империи.
Монголы называли свою державу Монголын эзэнт гүрэн (Великая Монгольская империя). Или же просто Их Монгол улус (Большое монгольское государство)
Сейчас объясню.
Понятное дело, сами монголы объясняли свои завоевательные устремления чисто промыслом Великого неба и его богов. Чингиз-хан сюда же сам добавлял, внезапно, и весьма якобы благие помыслы. Мол, так монгольский воин окончит все войны на подносе земном, устранит все несправедливости, просто завоевав всё и вся вокруг.
Но имелись для монгольских завоеваний причины и весьма прозаические.
Историки относят сюда резкое увеличение численности самих монголов к концу XII-го столетия. Расплодившимся в тучные года кочевникам уже как воздух требовался отчаянный лидер, что поведет их на дальнейшие завоевания. И таковой быстро нашелся.
Монголам здорово помог и господин случай. Кочевников невольно обучили воинскому искусству и прежде захватившие северный Китай чжурчжэни, сами же в недавном прошлом степные бродяги.
Эти парни очень тонко натравливали одних степняков (монголов) на других (татар), делясь с ними китайскими военными технологиями. И надеясь подобным финтом не допустить усиления одного племени варваров на северных границах. Да уж, не допустили на свою голову… И не только свою, увы.
Обучившись китайским боевым хитростям монголы при Чингисхане без проблем покорили сам же северный Китай, в ноль вынеся бедолаг-чжурчжэней.
Но в дальнейшем остановить свою военную машину Чингисхан уже оказался просто не способен. Чтоб держать в повиновении своих агрессивных подданных, требовалось постоянно «скармливать» все новые государства да народы. Непрерывно двигаясь на запад, восток, юг…
Большим вопросом стало и наличие у Чингиза сразу одновременно четырёх амбициозных сыновей. Джучи, Толуя, Угедея да Чагатая, что ещё при бате начались между собой грызться словно пауки в банке. Чтоб отпрысков пыл поумерить и направить их энергию в нужное русло Чингиз-хан и велел сынам топать вперед, куда только копыта монгольского коня дойдут.
А почему такие грандиозные завоевания получились-то?
На самом деле, тут рецепт побед крайне прост. Как и все гениальное.
Чингисхан изначально имел годных строителей империи — прирожденных воинов, конных монгольских лучников. Требовалось лишь организовать степняков в единое войско с разделением на тумены, с жёсткой дисциплиной законов Ясы.
Хан добавил в монгольское войско множество китайских осадных технологий. А также собственную твердую руку и полководческий талант.
Монголы вообще отлично умели учиться у врагов — например, позаимствовали у уйгуров близкую им самим особую систему степного делопроизводства. Но способны поданные Чингисхана оказались и на собственные изобретения — создали ту же особую военную почту «ямов», оперативно передавшую приказы ханов на многие сотни километров вокруг. Систему эту потом и русичи заимствуют, если что.
Плюс не забыл главный монгольский вождь и череду военных хитростей. Чингиз-хан закладывал блистательную победу ещё тщательной подготовкой к предстоящей кампании. В страну, куда готовился поход, направлялись особые военные шпионы, они же агенты влияния — алханчи. Нередко набиравшиеся из местных же купцов или аристократов.
Алханчи выведывали всю важную информацию, немедля донося её лично до высших монгольских ханов. Попутно покупали щедрыми взятками вражеских полководцев, высшее духовенство, и даже членов семей правителей. Заодно распространяя ложные сведения о самих монголах, как о весьма слабом и никуда не годном противнике.
Монголы отлично мыслили на тактическом и стратегическом уровнях. Знали, как, когда и куда лучше на врага наступать. Например, на Владимирскую Русь не случайно пошли именно зимой 1237-го года — ещё до осады Киева. Отлично понимали степняки, что тут на севере таится главная русская сила. И легче всего с нею совладать будет именно в условиях заснеженных дорог и замерзших рек.
В общем, вот такая сила пришла на русские земли…
Автор: А. Иванова