По состоянию на сентябрь 2024 года зафиксировано свыше 6 тысяч экзопреступлений, а ущерб оценивается в 2,6–2,7 трлн гривен. О перспективах юридической фиксации актов российского экоцида, компенсации за причиненные разрушения и планах по восстановлению экосистем в интервью Укринформу рассказала министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Светлана Гринчук. Она отметила, что международные партнеры, безусловно, поддерживают Украину в этих вопросах.

Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!

Подписаться

Эти вопросы министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук обсудила в интервью Укринформу.

Оценка убытков: счет на триллионы

– Вы недавно возглавили министерство. На чем сосредоточится внимание министерства под вашим руководством?

- К сожалению, окружающая среда – одна из областей, которая испытывает наибольшие потери от войны. У нас оккупированы и повреждены большие территории природно-заповедного фонда, лесных, земельных и водных ресурсов, страдающих от интенсивных боевых действий. После деоккупации для восстановления некоторых территорий в довоенное состояние потребуется десятилетия. Поэтому мой приоритет как министра защиты окружающей среды и природных ресурсов сосредоточен на том, чтобы как украинцы, так и международное сообщество поняли: ответственность за военные действия, наносящие значительный ущерб природным ресурсам, неизбежна. Необходимо совместно с международными партнерами разработать механизмы, которые в будущем сделают невозможными подобные войны и безнаказанность агрессора за вред окружающей среде. Россия должна понести суровое наказание за свои действия на наших территориях и с нашими природными ресурсами. Она обязана полностью возместить причиненный ущерб.

Популярные статьи сейчас В Украине определили 4 категории пенсионеров, которые будут получать 8000 грн Неприятный сюрприз от "Ощадбанка": как не попасть в ловушку Старшеклассникам готовят неожиданные изменения: больше не будут учиться в школах Трамп благодарит З*лупу: сеть Х стоит на ушах Показать еще

- На сентябрь 2024 года о какой сумме идет речь, и какие последствия военного влияния на экологию уже зафиксированы?

- Уже зафиксировано более 6 тысяч различных случаев. По нашим подсчетам, это около 2,6–2,7 трлн гривен. Урон, причиненный окружающей среде, является одним из самых значительных в денежном эквиваленте, так как включает огромное количество поврежденных и уничтоженных сельскохозяйственных земель, лесных угодий природоохранного и промышленного назначения, загрязненных рек и водоемов. Большие территории заминированы и загрязнены взрывчатыми веществами. Например, ежедневно происходит множество лесных пожаров, для тушения которых, к сожалению, нельзя использовать все традиционные средства из-за угрозы минирования. На сегодняшний день более полумиллиона гектаров лесов заминированы. С начала года пожарами повреждено более 23 тыс. га лесов, и эта цифра каждый день растет. В настоящее время 20% природоохранных территорий Украины находятся под оккупацией или в зоне боевых действий. Предварительный ущерб только природно-заповедному фонду Украины, согласно оценкам наших специалистов, составляет почти 650 млрд гривен.

- Некоторые считают, что цифры последствий несколько завышены. Расскажите о механизме фиксации разрушений и алгоритме расчета нанесенного ущерба. И объясните, что происходит после фиксации и подсчета? Подготовка исков в суды, обращение в международные инстанции…

– Да, внутренняя работа по документированию и верификации событий и потерь уже ведется. Этим занимается Государственная экологическая инспекция. У них есть четкие инструкции по фиксации ущерба и разработанные методики, утвержденные Кабинетом Министров, охватывающие все направления: водные, земельные, лесные ресурсы, воздействие на атмосферу (увеличение выбросов парниковых газов из-за взрывов, пожаров, неправильного использования земельных ресурсов и уничтожения лесов).

Отдельное направление работы – фиксация преступлений против окружающей среды, осуществляемая экологическими инспекторами совместно с прокурорами специализированных экологических прокуратур при Офисе Генерального прокурора Украины. На сегодняшний день Офис Генерального прокурора проводит расследование в 209 уголовных делах по военным преступлениям против окружающей среды, 14 из которых имеют предварительную правовую квалификацию «экоцид». Мы совместно с ними фиксируем и подготавливаем эти данные для внесения в Международный реестр убытков, когда он заработает.

Следующий важный этап – признание этих подсчетов и убытков не только нашими международными партнерами, которые уже признают, но и международными судами. В настоящее время мы над этим работаем. К сожалению, наши кейсы служат примером для многих стран, заинтересованных в разработке международного механизма фиксации, верификации и дальнейшего использования этих фактов в международных судах.

И последний этап – это реальное возмещение ущерба агрессором.

Все эти процессы мы пытаемся объединить на платформе Пункта 8 формулы мира Владимира Зеленского «Экологическая безопасность». В ближайшее время состоится международная встреча партнеров, участие в которой уже подтвердили 18 стран, хотя мы активно работаем над привлечением как можно большего числа стран в рабочую группу. Вопросы фиксации, возмещения ущерба агрессором, а затем и восстановление поврежденных территорий будут ключевыми на этих переговорах.

Экологическая составляющая как часть репараций: перспектива

- Каковы перспективы изменений международных норм права и включение, наконец, экоцида в список преступлений, рассматриваемых в Международном уголовном суде?

– Шансы на успех в этом вопросе зависят от единства международного сообщества. Создание практики привлечения к ответственности за военные преступления против окружающей среды поможет в будущем минимизировать последствия новых конфликтов. Каждый должен понимать, что природа не может уничтожаться безнаказанно.

- В Минокружении неоднократно подчеркивали, что экологическая составляющая впервые может стать частью репараций. Готовы ли международные партнеры поддержать Украину в случае подачи таких исков, оказывают ли профессиональную юридическую помощь в подготовке соответствующих документов?

- На днях на встрече с послом Германии мы как раз обсуждали этот вопрос. Германия является одной из сопредседателей стран и одной из стран-драйверов Пункта 8 Формулы мира, и их чиновники серьезно относятся к вопросу фиксации экологического ущерба и его возмещения. Мы говорили о важности юридической поддержки, в частности, в корректировке методик, которые мы используем для фиксации убытков и подготовки документов для исков в суды. Мы работаем над тем, чтобы привлечь как можно больше партнеров для юридической поддержки этого процесса.

- Недавняя ситуация с техногенным загрязнением рек Сейм и Десна россиянами свидетельствует о том, что враг намеренно и коварно вредит экологии даже вне театра военных действий. Какой ущерб понесла Украина в результате этой катастрофы?

– К счастью, загрязнение в опасной концентрации не дошло до водозаборов в Киевской области. Но действительно, технологические сбросы с завода на территории России стали причиной экологической катастрофы для наших водоемов. Что касается ущерба, то на сегодняшний день он оценивается более чем в 530 млн гривен для окружающей среды Сумщины и Черниговщины